Спрос и предложение

     Спрос и предложение - два взаимосвязанных и основополагающих понятия в рыночной экономике. Впервые их законы детально начали исследоваться в середине XVI века.

Теория спроса и предложения

    Теория спроса и предложения рассматривает закономерности между количеством товаров на потребительском рынке и потребностью на них со стороны покупателей. Кривая спроса показывает взаимосвязь между количеством товара и ценой, т.е. какое количество товара покупатели готовы приобрести по каждой цене. По мере уменьшения цены спрос растёт. На него также влияют и доходы покупателя. Нормальный товар – такой, которого люди покупают больше при росте доходов. Низший товар – тот, которого люди покупают меньше при росте доходов.
     Теория спроса и предложения учитывает ожидания покупателей, их вкусы и предпочтения. Если люди ожидают роста цен, то стараются купить товар до изменения цены.
     Помимо такого показателя, как кривая спроса, в рассматриваемой нами теории существует также кривая предложения,  показывающая, какое количество товара, и по какой стоимости продавцы могут продать на рынке. Когда цены растут, у производителей появляются стимулы в производстве, и как следствие растёт предложение.
     Какие желания уравновешиваются на рынке?  Согласно теории, с одной стороны, желание покупателя купить что-либо, с другой – желание продавца это продать. Когда производство превышает потребности или потребность превышает возможности производства – планы покупателей или продавцов меняются. Иногда суммарное количество продукта, предложенное для продажи, в точности совпадает с количеством продукта, которое покупатели хотят купить – и тогда рынок находится в состоянии равновесия.
     Теория утверждает, что существует только единственная цена, при которой планы продавца и покупателя совпадают – это равновесная цена. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию. Чрезмерное количество товаров давит на стоимость, и она уменьшается, это сигнал покупателям менять свои потребительские планы.
     Теория показывает, что если потребность больше предложения – образуется избыточный спрос, ведущий к дефициту. Меняются планы продавцов, они могут наращивать выпуск продукции. Другие продавцы видят выгоду в возросшем спросе и увеличивают цену. В результате изменения планов произойдёт воздействие на цену снизу, поднимая её вверх. Покупатели также станут менять свои планы, урезают потребление. Изменение планов продавцов и покупателей ведёт рынок в состояние равновесия. Все эти факторы и взаимозависимости и исследует теория спроса и предложения. Она показывает, как рыночный механизм управляет экономикой, т.е. как взаимосвязь спроса и предложения воздействует на колебание цен.

Эластичность спроса и предложения

     Эластичность спроса и предложения – это интенсивность реакции покупателя на предложение продавца и наоборот. Для фирмы крайне важно знать величину роста или сокращения покупательской активности на рынке.
     Ценовая эластичность спроса – это то, как меняется спрос в зависимости от стоимости; это изменение покупок в процентах на изменение цены в процентах. Если небольшое изменение цены сильно меняет объём покупок – это эластичный спрос. Если большое изменение цены лишь ненамного меняет объём покупок – спрос неэластичный.
     Существует несколько вариантов подобной эластичности:
1. Спрос эластичен. Спрос возрастает больше, чем на 1 процент – на каждый процент снижения цены. При снижении цены фирма выигрывает в совокупном доходе.
2. Спрос неэластичен. Покупка товаров увеличивается меньше, чем на 1 процент, на каждый процент снижения цены товара. Реакция слабая. При такой рыночной ситуации происходит падение общего дохода.
3. Единичная эластичность. Изменение предложения вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины потребления. Доход не изменяется.
4. Совершенно неэластичный спрос. Рост цен увеличивается, а количество товара не меняется. Вне зависимости от предложения спрос всегда равен 10 единицам (товары для бедных)
5. Совершенно эластичный спрос. Выше определённой цены товар не может быть реализован, до определённой цены реализация безгранична (икра).
    Что делает спрос эластичным? Это товары-субституты (взаимозаменяемые) и товары-комплименты (взаимодополняемые), такие как бензин и машинное масло. Эластичность спроса зависит от товара-субститута, чем их больше, тем выше эластичность (спрос на сигареты не эластичен). Если товар является менее значимым комплиментом основного товара, то спрос на него не эластичен.
     Чем больше расходует денег покупатель на товар, тем выше эластичность. Эластичность спроса ниже у тех товаров, которые для потребителей являются необходимыми, т.е. покупку которых нельзя отложить.
     Таким образом, эластичность спроса и предложения – очень важный показатель. С его помощью изучаются последствия влияния изменения стоимости на получаемую выручку. При увеличении эластичности растёт доход. При снижении эластичности происходит спад цен и дохода. Например, спрос на сельскохозяйственные продукты не эластичен, поскольку существует нестабильность цен на них и нестабильность дохода фермеров.

 



Copyright © 2010 Byfin.ru. All Rights Reserved.