Структура бизнес плана

Структура бизнес плана зависит от многих показателей предпринимательской деятельности и главное, от самой компании, для которой она разрабатывается. Крупные холдинги, корпорации, концерны имеют одни принципы составления бизнес планов, для малого бизнеса, используются другие подходы. Так, в одном случае (для крупного бизнеса) немаловажное значение имеют макроэкономические показатели, курсы валют, биржевые индексы, общее состояние экономики страны, в другом случае эти факторы менее существенны, зато там на первое место выходят другие моменты, связанные с конкретной местностью, сферой деятельности и другими ключевыми вопросами.

Но тем не менее, существуют основные разделы бизнес плана, которые всегда входят в его структуру и составляют его основу. Это базовые разделы бизнес плана, без проработки которых невозможно составить проект развития компании, будь она крупная или совсем начинающая. Итак, в структуру бизнес плана всегда входят: расходы, доходы, срок окупаемости. Давайте рассмотрим эти разделы бизнес плана более подробно.

Раздел бизнес плана: расходы

В структуру бизнес плана всегда входит раздел расходы. Любой начинающий, а тем более опытный предприниматель должен представлять себе, какие расходы его ожидают при реализации определённой идеи в малом бизнесе. Из всех этих расходов особо стоит выделить самые необходимые, без которых деятельность предприятия невозможна. Также имеет смысл определиться с тем, на чём можно сэкономить, чтобы уменьшить сумму предстоящих затрат.  Возможно, интернет-кафе для начала обойдётся меньшим количеством предлагаемых рабочих мест (а значит, можно купить меньше компьютеров), чем позволяет помещение, а остальные будут докуплены после того, как предприятие продемонстрирует свою жизнеспособность. 

В любом случае, среди всех разделов бизнес плана, именно расходы нужно просчитывать очень внимательно, чтобы ничего не пропустить и не столкнуться в дальнейшем с  существенным ростом необходимых затрат. Более того, эта часть структуры бизнес плана должна быть рассчитана с некоторым запасом (рекомендуется порядка 15% от общей суммы предполагаемых вложений), так как практически всегда в процессе реализации задуманного появляются незапланированные расходы, которые могут стать неприятной неожиданностью, если о них предварительно не подумать.

Раздел бизнес плана: доходы

Обязательным составляющим звеном структуры бизнес плана является раздел доходы. Это денежные средства, которые Вы будете получать от реализации товаров и услуг, предусмотренных Вашим проектом развития. Но если предстоящие Вам затраты Вы можете просчитать достаточно точно (если имеете достоверное представление о том, чем собираетесь заниматься), то предусмотреть уровень доходов от занятия предпринимательской деятельностью весьма тяжело. Здесь можно лишь делать предположения, основываясь на собственном опыте, опыте схожих компаний и конкурентов. Но самым важным на этой стадии разработки структуры бизнес плана является даже не точная оценка возможной выручки, а анализ того, что помогает или, наоборот мешает хорошим продажам.  Здесь стоит обратить внимание на те аспекты, которые критичны для данного конкретного вида деятельности. Это может быть местоположение магазина или салона красоты, уровень конкуренции в той или иной отрасли, ценовая политика, целевая аудитория и т.д. В данном разделе бизнес плана учитывается всё, что может увеличить или уменьшить Ваши доходы, чтобы в конечном итоги Вы пришли к пониманию того, на какую выручку можете рассчитывать.

Как правило, раздел доходы, то есть предполагаемую ежемесячную прибыль рассчитывают в трёх или четырёх возможных вариантах: максимальном (самый оптимистичный, но как правило, нереальный), среднем, минимальном и, иногда, самым минимальном. Реализация максимального варианта на практике встречается крайне редко, поэтому на него нет смысла рассчитывать. А вот остальные варианты вполне реалистичны.

Раздел бизнес плана: срок окупаемости

Рассмотренные ранее разделы бизнес плана расходы и доходы позволяют вычислить один из важнейших показателей предпринимательской деятельности: срок окупаемости финансовых вложений. Достаточно сумму затрат поделить на предполагаемую прибыль и мы получим ориентировочный срок, по истечении которого мы вернём вложенные в реализацию нашего проекта деньги. Если этот срок оказывается в районе нескольких месяцев или 1-2-3 лет, и Ваше финансовое положение позволяет это время ждать, то план в общем и целом может быть реализован и, вполне возможно, в будущем будет приносить неплохую прибыль. Если этот срок значительно больше, то, возможно, этот вид деятельности не относится к малому бизнесу, а требует больших вложений, которые и приводят к большому сроку их окупаемости. Или же предполагаемая прибыль настолько мала, что возврат первоначальных затрат будет слишком долгим, что вообще ставит под сомнение разумность реализации такого бизнес проекта.

В любом случае, когда Вы возьмётесь за реализацию всех разделов разработанной стратегии и получите первые результаты, Вам понадобиться дальнейшая доработка структуры бизнес плана, куда Вы будете вносить те тонкости и нюансы, которые изначально не были учтены. Это могут быть особенности Вашей целевой аудитории (пенсионеры, школьники, бизнесмены), сезонные факторы, ассортимент товаров, рекламная политика, анализ конкурентов, выбор поставщиков и т.д. Только учёт всего этого, а также динамики изменения рынка позволит Вам получить окончательную максимально эффективную структуру бизнес плана, которые и способен привести Вас к финансовому и личностному успеху.



Copyright © 2010 Byfin.ru. All Rights Reserved.