Как составить бизнес план

Не существует единого общего для всех видов деятельности алгоритма, как составить бизнес план. Для более крупных компаний со сложными технологическими процессами и многоуровневой структурой - это одна процедура, учитывающая множество факторов, в том числе макроэкономические параметры, для малого бизнеса - это совсем другая технология составления бизнес плана, основанная на конкретном виде деятельности той или иной фирмы.

Бизнес план компании

Большинство начинаний в сфере предпринимательства - это продолжение деятельности, которую человек вёл, будучи наёмным работником. Был фотографом в фотосалоне - обособился и открыл свой отдел "Срочное фото". Работал тренером в спорт-клубе - отделился и сам организовал свой клуб. Если же Вы не знаете, как устроен конкретный бизнес, можете поработать некоторое время в аналогичной компании, дабы разузнать всё изнутри. Уяснив все эти детали, чётко представляя себе деятельность фирмы, её структуру, направления развития, можно браться за составление бизнес плана компании. Пока этого не произошло, пока у Вас нет чёткого представления о всех процессах, нюансах и тонкостях той или иной деятельности, составление бизнес плана будет пустой тратой времени и совершенно бесполезным занятием.

Бизнес план компании, чтобы он был действительно проектом развития фирмы, должен быть максимально конкретным и написанным под определённую организацию с учётом всех её особенностей. Здесь должны быть проанализированы предполагаемые расходы, как единовременные, например, на открытие торговой точки, так и текущие, доходы, причём не те, которые хочется, а те, на которые реально можно рассчитывать в конкретной ситуации для определённой компании. Составляя бизнес план компании, особенно если речь идёт о новом деле, следует помнить, что возможны как непредвиденные затраты, так и необъяснимые "провалы продаж", не говоря уже о сезонных колебаниях или человеческом факторе. Обдумывая то, как составить бизнес план, предприниматель должен понимать, что чем менее "радужным" и "фантастическим" он будет, тем больше шансов на его реализацию и в целом на успех его дела. Гораздо лучше при составлении бизнес плана рассмотреть наиболее пессимистический вариант развития событий, чем рассчитывать на скорую прибыль и быструю окупаемость своих вложений, так как опыт показывает, что значительно менее 10% коммерческих идей оказываются по-настоящему прибыльными и жизнеспособными.

Составление бизнес плана

Итак, как составить бизнес план? Первое: нужно подробно расписать, какие Вас ждут расходы. Собственно для этого и надо разобраться в функционировании компании, чтобы понимать, какие требуются вложения. При составлении бизнес плана следует понять, какие затраты совершенно необходимы, а на чём можно сэкономить. Например, необязательно сразу покупать полтора десятка тренажёров в фитнес-клуб - для начала хватит и 5 - 6. Остальное докупите, когда бизнес план компании покажет свою состоятельность. Но учтите, что расходы лучше считать с запасом - обязательно появится то, чего сразу не удалось предусмотреть. Это всё равно, что поехать на вокзал на полчаса раньше - вроде бы незачем, но вдруг на дорогах пробки?

Определившись в стратегическом плане фирмы с расходами, рассчитайте свои потенциальные доходы. Конечно, это задача не простая. Откуда Вы знаете, сколько клиентов будет именно у Вашей фирмы или сколько спортсменов будет посещать новый спорт-клуб? Ответить на этот вопрос может только тот, кто раньше работал в этой сфере. Да и то эта цифра будет совсем не точной, а весьма приблизительной. Если же Вы не имеете такого опыта, попробуйте проанализировать конкурентов. Учтите при этом их круг постоянных клиентов, ценовую политику, своё и их местоположение и множество других конкретных факторов, относящихся к каждой отдельной ситуации. В любом случае, составляя бизнес план фирмы, Вам необходимо спрогнозировать сколько Ваша компания будет приносить Вам дохода по максимуму, в норме и по минимуму. Про максимальный доход можете забыть сразу, он явно слишком оптимистичен, а вот к нормальному или хотя бы минимальному действительно можно стремиться.

Далее, имея в бизнес плане фирмы предполагаемые расходы и доходы, Вы уже видите возможный срок окупаемости Ваших вложений. Именно эти основные параметры (расходы, доходы, срок окупаемости) обычно и отражаются в разделах бизнес-плана. Если говорить про малый бизнес,  то для него срок окупаемости должен быть ограничен от полугода до трёх лет, поскольку деньги здесь оборачиваются довольно быстро, а начальные капиталовложения, как правило, невелики. Если же через три года компания так и не получает прибыль или собственник зарабатывает совсем чуть-чуть, это верный признак того, что бизнес план фирмы потерпел неудачу.

Первый же анализ реализации бизнес плана фирмы можно делать уже через 6 - 8 месяцев. Тогда Вы можете подкорректировать, исходя из уже имеющегося опыта, свои запланированные расходы и доходы, а иногда и понять, выгодно ли заниматься данным конкретным делом или нет. Если выгодно - можно подумать, как составить бизнес план на следующий период, если нет - возможно стоит поискать другие идеи малого бизнеса, которые, вполне возможно, окажутся более интересными и перспективными.



Copyright © 2010 Byfin.ru. All Rights Reserved.