Создание бизнес плана

О необходимости создания бизнес-плана пишут во всех книгах по предпринимательству и учебниках экономики. И это правильно. Бизнес план для малого бизнеса - это Ваша идея, перенесённая на бумагу. А  идеи всегда лучше записывать. Когда Вы формулируете свои мысли на бумаге, обнаруживаются такие моменты, о которых Вы раньше и не задумывались. И гораздо лучше с ними столкнуться ещё на этапе планирования и написания бизнес-плана, чем когда Вы уже взялись за дело.

В то же время для многих предпринимателей, особенно в малом бизнесе, создание бизнес плана является огромной сложностью. Почему? Давайте разберёмся.

Разработка бизнес плана предприятия

Открыв любой учебник по экономике, Вы увидите, что для разработки бизнес плана предприятия нужно иметь очень большие познания. Как сезонность влияет на продажи, изменение курсов валют - на размер выручки, предполагаемый инвестиционный капитал, размер налоговых отчислений, количество создаваемых рабочих мест и т.д. Однако, скорее всего, начинающий предприниматель в сфере малого бизнеса сам ещё не знает, сколько ему точно понадобится денег и сколько предстоит нанять рабочих. А в типовом бизнес плане предприятия, приведённом в учебнике, есть ещё вопросы о том, какова на сегодняшний день макроэкономическая ситуация в стране и в Вашем регионе, как влияют темпы инфляции на выручку в текущих ценах и как законодательство регламентирует работу Вашей будущей сферы деятельности (налоги, минимальный размер оплаты труда, отчисления в фонды и т.д.). Всё это выглядит весьма запутанным и сложным. Именно кажущаяся сложность разработки бизнес плана предприятия заставляет предпринимателей либо заниматься ерундой - если он честно пытается ответить на все вопросы по списку, либо покупать уже готовые бизнес планы для малого бизнеса. Но это не выход!

Создание бизнес плана нельзя заказывать на стороне или покупать его уже готовый. Он для того и существует, чтобы помочь предпринимателю разобраться в своих мыслях - что он хочет, в каком виде, на кого рассчитан его проект, сколько потребуется средств на его реализацию, как быть, если задуманное не пойдёт. Чужой же план развития бизнеса не принесёт пользы. Именно поэтому разработкой бизнес-плана предприятия, его созданием и написанием должен заниматься сам бизнесмен, как самое ответственное и самое заинтересованное в успехе лицо. Поручив это сторонним лицам: студентам экономических факультетов или сотрудникам консалтинговых фирм, Вы получите результат, мало связанный с Вашей конкретной ситуацией, с Вашими задачами и целями. Это будет очередной пакет красивых и аккуратно напечатанных текстов, великолепно подходящих для курсовой работы или реферата, но никак не для реализации и претворения в жизнь.

Написание бизнес плана

Надо понимать, что не существует строго определённого образца написания бизнес плана. Для крупного производственного предприятия или холдинга на самом деле важно знать, как повлияет изменение курсов валют или биржевых индексов на валютную выручку. А для небольшого  ларька на остановке или офиса клининговой фирмы это будет лишним. В книгах же экономисты-теоретики приводят максимально общие варианты создания бизнес-плана, полагая, что лучше включить какие-то дополнительные пункты, чем что-то упустить. Но, учебники пишут учёные, а не предприниматели. А бизнес план для малого бизнеса обычно нужен именно начинающему предпринимателю, на которого многие издания совсем не рассчитаны.

В действительности для написания бизнес плана для малого бизнеса нужен гораздо меньший и более простой перечень вопросов. Ведь что такое создание бизнес плана? Это просто написание плана развития бизнеса. И всё. Здесь достаточно чётко себе представлять, как работает сама идея, которой Вы собираетесь заниматься. Например, что нужно для открытия фитнес-клуба? Большое помещение, евроремонт и тренажёры - приличные капиталовложения. А для открытия отдела "Фото на документы"? Пять квадратных метров, компьютер, принтер и фотоаппарат - гораздо меньше. Разумеется, что и другие разделы бизнес плана (например доходы, срок окупаемости и т.п.) тоже будут зависеть от конкретного дела, план развития которого Вы и разрабатываете.

Бизнес план для малого бизнеса

Разработка бизнес плана крупного предприятия - действительно вещь крайне сложная. С созданием же бизнес плана для малого бизнеса всё гораздо проще. Отвечая на вопрос: как составить бизнес план, следует сказать, что достаточно просто при его написании отразить все особенности функционирования данного конкретного вида деятельности. А это несложно, потому как речь идёт не о грандиозных реформах многопрофильных концернов, а о предполагаемом развитии небольших предприятий, которые составляют 79% всех зарегистрированных фирм в России. Это всевозможные магазины "у дома", отделы в торговых центрах, службы такси и грузоперевозки на "Газелях", парикмахерские и салоны красоты, интернет клубы и образовательные курсы, издательства и рекламные агентства, кафе и рестораны, компании по ремонту квартир, уборке помещений, по предоставлению туристических, медицинских, юридических услуг и т.д. Очевидно, что такие небольшие компании могут обойтись созданием бизнес планов в наиболее простой и понятной форме, без лишних разделов и никому не нужных расчётов. В этом случае разрабатываемый проект  будет в точности отражать суть соответствующего вида деятельности и представлять собой план развития бизнеса на ближайшую или отдалённую перспективу.

Таким образом, если Вы хотите создать план развития бизнеса, совсем не обязательно углубляться в научные труды и изыски учёных-экономистов. Достаточно чётко и ясно прописать все разделы бизнес плана, в точном соответствии с функционированием Вашего вида деятельности, Вашим видением сущности и этапов развития собственного дела.



Copyright © 2010 Byfin.ru. All Rights Reserved.